Живая история Художественного театра: «Кабала святош» 1988 и 2001 годов

Александра Машукова, Музей МХАТ, 1.09.2025
В Зелёном фойе Музея МХАТ 2 сентября открывается выставка «Играть! Антракт!», посвящённая самой театральной из пьес Михаила Булгакова – «Кабале святош». Драма о великом драматурге и комедианте Жан-Батисте Мольере, о последних, трагических годах его жизни, была сочинена автором в 1929 году специально для Художественного театра. Во мхатовском пространстве она ставилась четыре раза. Выставка прослеживает историю всех четырёх постановок: от первого спектакля «Мольер» с несчастливой судьбой, который в 1936 году был снят после нескольких лет репетиций и семи показов, – до самой свежей премьеры МХТ имени А. П. Чехова в режиссуре Юрия Квятковского с Константином Хабенским в роли Мольера.

О постановках «Кабалы святош» рассказано через работу выдающихся художников, которые их оформляли. На выставке представлены эскизы Петра Вильямса, Николая Ульянова, Андриса Фрейбергса, Юрия Харикова, Николая Симонова, Игоря Чапурина, костюмы, макеты, маски, предметы реквизита.
Из четырёх спектаклей по этой пьесе два были поставлены режиссёром Адольфом Шапиро. В 1988 году «Кабалу святош» оформлял художник Андрис Фрейбергс, Мольера играл Олег Ефремов, а его слугу Бутона – Олег Табаков. После смерти Ефремова, в 2001 году, вышла новая версия этой пьесы, где Мольером был уже новый худрук МХАТа – Олег Табаков. Оформил спектакль 2001 года Юрий Хариков.

Музей МХАТ собирает, записывает и занимается осмыслением живой истории театра, поэтому по нашей просьбе специально для выставки «Играть! Антракт!» режиссёр Адольф Яковлевич Шапиро и художник Юрий Фёдорович Хариков ответили на несколько вопросов, касающихся этих спектаклей.

Эти беседы мы предлагаем вашему вниманию. 

Адольф Шапиро: «Пьеса Булгакова завораживает таинственностью»

– В вашей книге «Как закрывался занавес» есть замечательная фраза о том, что «роман с пьесой начинается с увлечения ее статью, поступью». А какова «поступь» «Кабалы святош», как вы это ощущаете?


– Она завораживает таинственностью. При всей простоте и ясности изложения в тексте ощущается много недосказанного, невысказанного. Оттого пьеса так притягательна и так трудна для воплощения на сцене.

– Спектакли во МХАТе по этой пьесе вы ставили в 1988 и 2001 – это были совершенно разные времена и в жизни Художественного театра, и в жизни страны, и в вашей жизни. Какие темы пьесы вас волновали наиболее сильно в период первой постановки – и второй?

– Теперь принято, когда не знаешь, как сразу ответить, не преминуть сказать: «Это хороший вопрос». Пожалуй, несмотря на всё, – тема взаимоотношения художника и власти. Тема-то одна, да ответы разные. Спасибо за вопрос.

– В книге вы писали, что в «Кабале святош» есть три театра: театр Мольера, театр Людовика и театр Шаррона. Какой из этих трёх театров воплощать на сцене вам было интереснее всего? Изменилось ли соотношение, «вес» этих театров в постановке 2001 года?

– Признаюсь в том, что было менее интересно: театр Шаррона. С мольеровских времён он непрерывно совершенствовался и ныне достиг невиданной изобретательности. В пьесе же элементарен, что ли. И в спектаклях не удалось подняться до той дьяволиады, которая восхищает в булгаковской прозе.

– Вашими соавторами на этих постановках были выдающиеся художники – Андрис Фрейбергс и Юрий Хариков. Многочисленные чемоданы, кофры на сцене в первом спектакле создавали ощущение неустроенности жизни, образ второго спектакля складывался через обилие драпировок, которые погружали в таинственный мир закулисья, где можно было раствориться. Эти визуальные решения шли от вас – или от художников?

– Когда работаешь в любви к работе (простите каламбур), потом трудно вспомнить кто первым сказал: «А!..» Важно до какой буквы вместе дошли. Хорошо, когда каждый может воскликнуть – «Я!» Тогда в результате: «Мы!»

– В книге вы рассказываете о том, как долго искали на репетициях предпоследнюю сцену («Тиран, тиран…») и что в итоге эти слова Мольера у Ефремова звучали так, будто они были впервые сказаны. А в спектакле 2001 года были моменты, чтобы Табаков какие-то слова своей роли проживал настолько лично?

– Рискну предположить, что у Табакова это слова Мольера, адресованные Арманде: «Я хочу жить ещё один век! С тобой!». Ефремов в дни наших репетиций (и, кажется, уже до конца) был чертовски одинок.

– Когда сегодня смотришь видеозаписи этих спектаклей (счастье, что записи есть!), бросается в глаза, с каким наслаждением Табаков играет Бутона. А как по-вашему, какую роль он любил больше – Бутона или Мольера?

– Олег купался в роли Бутона, как истомившийся от зноя путник кайфует в прохладной живительной воде. Дистанцию Мольера Олег Павлович преодолевал с присущим ему обаянием и большим мастерством.

Юрий Хариков: «Это была красивая и сложная история»

— Подзаголовок «Кабалы святош» Михаила Булгакова – «пьеса из музыки и света». Именно это и было во мхатовском спектакле 2001 года. Очень живая, насыщенная, дышащая среда: драпировки, павильоны, мерцающий свет. Вы помните, как обсуждали с Адольфом Яковлевичем Шапиро общее решение постановки?


— Дело в том, что я и Шапиро к тому моменту уже очень много работали вместе и настолько хорошо друг друга понимали, что он сразу принимал все мои предложения. Ему сразу всё нравилось. Такая у нас была высокая степень взаимного доверия. Конечно, главной общей темой был театр. Я распахнул всю мхатовскую сцену – в ширину и в высоту. Нужно было впустить максимум воздуха, чтобы придуманное заработало. В итоге получилось такое очень театральное пространство, где были и большие драпировки, ниспадающие складками, и трансформирующиеся павильоны, одновременно отсылающие к актёрским гримуборным и ко дворцу. При этом на сцене не существовало никаких жёстких архитектурных элементов, напротив, всё было очень подвижно. И в то же время монументально – за счёт вот этих огромных полотен. Центральная драпировка, которую я называл «брюхо», опускалась и поднималась и в финале будто возносила умирающего Мольера, скрывая его от зрителя.
В спектакле было много новшеств в плане света: мы вместе с художником по свету Дамиром Исмагиловым использовали архитектурный свет необычной конфигурации. То есть светильники, которые применяют в архитектурной подсветке, а не в театре. Сейчас-то это обычное дело, а тогда нам пришлось искать, придумывать.

— Например?

— Скажем, настил сцены в «Кабале святош» был светлым, кремового оттенка, но благодаря стоящим по периметру небольшим светильникам он в какой-то момент превращался в чёрный, расчерченный яркими полосами света подобно шахматной доске. Одновременно эти светильники отсылали к фонарям рампы старинного театра.

— А из чего были сделаны огромные драпировки?

— С ними вышла целая история. Мы исхитрялись, как могли. Дело в том, что такие крупные складки никакая специальная театральная ткань не могла бы дать, всё просто повисло бы соплями. А складки нужны были глубиной метра полтора, глубокие заломы. Требовалось создать фактуру, которая была бы одновременно лёгкой и жёсткой. И мы заказали такую ткань. Специально для спектакля её изготовили на бывшем конверсионном заводе под Сергиевым Посадом. Это была ткань, которая используется для дирижаблей. Она состояла из трёх слоев: первый – белая резина, второй – тончайшая лавсановая плёнка, которая даёт жёсткость, третий – слой из ткани мальмаль. Мальмаль – это стопроцентный хлопок, тонкий как кисея, но очень крепкий. Уникальная трёхслойная ткань стоила дорого, но театр на это пошёл.

— Среди костюмов к «Кабале святош» очень запоминался просторный разноцветный полосатый халат Мольера – Олега Табакова. Почему вам понадобилась именно такая краска?

— Мольер – главный персонаж, естественно, что на нём должен быть сделан акцент, а в этих сценах он находился дома, в своём убежище, и халат, в который он кутался, тоже был его убежищем. Халат, кстати, много весил, то есть он одновременно как бы пригибал Мольера к земле, вдавливал его в кресло, что было оправдано, ведь в эти минуты Мольер находился в состоянии душевного смятения. 

— А как решался образ Людовика Великого?

— Людовика играл Андрей Ильин и мы придумали, что он большую часть времени сидит в кресле, будто памятник самому себе. При этом его окружает пена из кружев, превращая в почти балетную фигуру. Такое золотое мерцающее облако – ведь он Король-Солнце.
Кстати, с тканями для костюмов было связано отдельное приключение. Многие костюмы были задуманы полосатыми, а в Москве на тот момент совершенно невозможно было найти ничего подобного. И мы отправились в Стамбул. Искали ткани по всему Стамбулу, там ведь есть целые кварталы, где продают только текстиль. В итоге всё закупили в Капалы-Чарши у одного парня, который, как оказалось, уже давно работал с киношниками. Привезли в Москву два огромных чемодана шёлковых полосатых тканей… Вообще этот спектакль сегодня вспоминается с удовольствием – это была красивая, интересная, сложная история. 

Оригинал статьи
2025
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025
Драматург Михаил Дегтярёв – о спектакле «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
В МХТ открыли театральный сезон: «Начинаем жадно работать!», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
«Все залы забиты битком». МХТ с триумфом открывает 128-й сезон, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 4.09.2025
В МХТ имени Чехова состоялся традиционный сбор труппы, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
Николай Цискаридзе рассказал, как попал в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 3.09.2025
Титычу – 100!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.09.2025
Музей МХАТ открыл выставку о Табакове в день его рождения, Нина Дымченко, Российская газета, 18.08.2025
Открытие выставки «Олег Табаков: „Моё дело – играть!“, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 18.08.2025
«Пролетарий художественного труда»: каким был Олег Табаков, Пелагея Делоне, Михаил Спиридонов, «Ведомости», 17.08.2025
Марина Зудина: «За 30 лет я ни разу не сомневалась в любви Табакова», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2025
Сокрушительное обаяние: 90 лет со дня рождения Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 17.08.2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025