| Хабенский  Мольер, Цискаридзе  Людовик  и вуаля: билеты в партер от перекупов  по 100 тысячАнастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.09.2025 Идея поставить на сцене Художественного театра спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош» родилась в фантазиях худрука МХТ Константина Хабенского и его товарища, бывшего главного режиссёра Росгосцирка Юрия Квятковского, примерно год назад. Ход мыслей у них был такой: Булгаков писал эту пьесу конкретно для Художественного театра, хотя у неё здесь была не самая благополучная судьба.
   Первую постановку (1936 год)  спектакль «Мольер»  закрыли после 7 показов и разгромной статьи в «Правде»  «Внешний блеск и фальшивое содержание». «Кабалу» положили на полку на полвека. А когда с полки сняли, последующие две постановки были успешны. «Кабалу святош» поставили в 1988-м при Олеге Ефремове. Он играл Мольера в спектакле режиссера Адольфа Шапиро. В роли короля Людовика ХIV  Иннокентий Смоктуновский. Иннокентий Михайлович был прекрасен, как фарфоровая статуэтка: в роскошном парике, в буклях и локонах, с ярко накрашенным ртом и очаровательной родинкой из черного бархата. Следующая «Кабала» была при худруке Олеге Табакове. Уже он играл Мольера. Кстати, всем постановкам «Кабалы» Музей МХАТ посвятил выставку в Зеленом фойе театра в Камергерском переулке, она сейчас открыта.
   Продолжая логическую цепочку Мольеров-худруков, нынешний руководитель МХТ Константин Хабенский определился: «А не замахнуться ли нам на Жана-Батиста, нашего Мольера?» И замахнулся. Мольера взял себе. Роль Людовика Хабенский предложил Николаю Цискаридзе, с которым до того не был лично знаком. И тот, не раздумывая, согласился, руководствуясь своей логикой. Во-первых, это Московский Художественный театр, от такой сцены не отказываются. Во-вторых, Булгаков. «Нет более точного произведения на тему таланта и бездарности, яркой личности и серости, которая уничтожает талант, чем Кабала святош“ Булгакова. Мне эта тема очень знакома»,  объяснил своё «да» Цискаридзе. В-третьих, Николай хорошо знает биографию Людовика ХIV, который придумал балет. Цискаридзе много про него читал, интересовался. И наконец: предложение поступило от Хабенского – одного из его любимейших артистов.
   Если критерием успеха считать продажу билетов, к этой мысли приучил Олег Табаков, то премьера новой «Кабалы» безусловный успех. Билеты в кассах распроданы до октября. На сайтах-двойниках, где торгуют перекупщики, цены взлетели аж до 100 тысяч за хорошее место в партере. У ажиотажа тоже есть своя логика: Булгаков, Хабенский, Цискаридзе  три составляющие успеха. Правда, Цискаридзе спрятался под сценическим псевдонимом Максим Николаев. Но шила в мешке не утаишь. Зрители в курсе, что под нарядным белым париком французского короля прячется звезда мирового балета, у которого миллионы поклонников.
   Ажиотажным интересом «Кабала» себя окружила, дело осталось за малым. К внешнему блеску (сценограф Николай Симонов, художник по костюмам Игорь Чапурин со своей работой справились прекрасно) добавить глубокое содержание. И тут возникли вопросы
   Как стало понятно по небольшим фрагментам, которые показали журналистам накануне премьеры, новая «Кабала» в МХТ имеет к пьесе Булгакова приблизительное отношение. Название совпадает (пока). Но всё остальное – скрыто под размытым понятиям «трагифарс по мотивам пьесы Булгакова».
   Пьеса основательно переписана. Это некий синтез из разных текстов Булгакова, не только пьесы, но и исторического романа «Жизнь господина де Мольера», из цитат Станиславского и короля Людовика ХIV, из политического дискурса и служебных записок… Автор инсценировки Михаил Дегтярев переработал большой материал, и художественный, и документальный. На сцене появляется даже автор пьесы (то есть Булгаков), его играет талантливый молодой актер Илья Козырев. Некоторые диалоги сочинили артисты во время репетиций. Уже упомянутый Максим Николаев (почему-то хочется его назвать Николаем Максимовым, что сути не меняет, всё равно это Цискаридзе) добавил от себя реплики на французском. Коль уж он Людовик, то и положено ему изъясняться на родном языке. В спектакле смешались не только люди, но и эпохи: золотой век Людовика XIV, советские 30-е и сегодняшний день…
   Как сообщил журналистам господин Квятковский, его спектакль  романтическая драма, а не исторические хроники. Подразумевается кабала в широком смысле. Если отвлечься от хрестоматийного конфликта «художник и власть», отношений Мольера и Людовика, церковных инстанций и «черной Кабалы», то это вполне себе семейная, мелодраматическая история. «Любовь – в некотором смысле тоже добровольная кабала»,  резюмировал Квятковский. 
   На пресс-подходе Константин Хабенский подытожил: «У нас получается хорошая актёрская история. Поскольку мы изучает не только взаимоотношения Мольера с властью, но и его актёрскую судьбу». Актеры, занятые в постановке, действительно изумительные. Анну Австрийскую смешно играют в очередь Павел Ващилин и Игорь Хрипунов. Помимо упомянутых звезд, в спектакле заняты Александра Ребенок, Иван Волков, Илья Козырев, Алексей Агапов, Валерий Трошин… По свидетельству актрисы Александры Ребенок (она играет Мадлену Бежар), в спектакле участвует ещё контртенор, студенты Школы-студии, артист Цирка Дю Солей… «У нас получилась такая мультижанровость и синтез всего на свете,  говорит Ребенок.  Но всё это созвучно Мольеру, о котором написал Булгаков. Яркая форма при глубоком содержании». Очень хочется ей верить
   Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025  |  |