Во власти арт-бульвара

Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
В одной из не принадлежащих перу Булгакова реплик спектакля (там этого много, в афише честно сказано «по мотивам») мы слышим: «Это вам не бульвар». Тут МХТ, разумеется, весело рефлексирует сам себя. А тем временем на его большой сцене в последние годы пышно цветет так называемый «большой стиль»: чумовые декорации и костюмы, сногсшибательный свет-свет, упоенное лицедейство. Вот и в «Кабале святош» этот самый стиль просто-таки царит. Намеренно, конечно. Лежащая в основе спектакля пьеса Михаила Булгакова ведь написана про театр, часть действия происходит в парижском Пале-Рояле, события приходятся на период правления Людовика ХIV со всей его неуемной роскошью.

Помнится, в одноименном спектакле Малого театра (2009 год) художник Станислав Бенедиктов тоже намеренно создал декорации, исполненные пышности, позолоты, тяжелой красной материи — все это давило на Мольера, не давало ему дышать. К этому спектаклю, а также к двум другим, вышедшим по этой пьесе спустя восемь лет, я еще вернусь. А сейчас надо рассказать, как замечательный художник Николай Симонов сделал анфиладу плотных бархатных занавесов, как он поставил в глубине позолоченные головы неких «божков», как исповедальную будку в католическом храме, где служит архиепископ де Шаррон, превратил в барочное чудище с тесно сгрудившимися на крыше бестиями. Надо рассказать и то, как художник по костюмам Игорь Чапурин щедро снабдил действующих лиц и диковинными шляпами, и курчавыми париками, и пышными камзолами. Как сценограф и художник по костюмам придумали маму Людовика Анну Австрийскую, которая затянута в огромное, сошедшее с классических полотен черное платье и выезжает на сцену, стоя на платформе. Однако вся эта намеренная и, безусловно, ироническая помпезная среда на нынешнего Мольера, кажется, вовсе и не давит. 

Наверное, тут и пора вспомнить, как в 2001 году один, а в 2009 еще два художественных руководителя трех крупных столичных театров сыграли булгаковского Мольера: Олег Табаков в МХТ, Александр Ширвиндт — в Театре Сатиры и Юрий Соломин — в Малом. Время для пьесы, чья сквозная и доминирующая тема — художник и власть — было совсем не подходящим. Этот кровоточащий для всей советской культурной истории конфликт именно в тот недолгий период стал у нас не актуальным: ни цензуры, ни идеологического диктата не было, разве что остро стоял вопрос о финансовом обеспечении творчества. И если в постановках позднего советского периода, где крупные артисты и режиссеры (Ефремов, Юрский, Любимов в телеспектакле Эфроса) играли, в сущности, самих себя, а главная коллизия булгаковского текста читалась недвусмысленно, то теперь пьеса мельчала прямо у нас на глазах, ибо, про что ее было играть-то? Во всех трех спектаклях играли про саму материю театра, про вечную Голгофу таланта и, к тому же лидера театрального коллектива. Ну, хоть так, тем более что и такая тема в пьесе, несомненно, есть. Надо признать, играли ее народные артисты-худруки отменно: Ширвиндт — безмерную усталость, Соломин — почти физически непосильную ношу, а Табаков — ловкую хозяйственность и забиячливый гонор насквозь театрального человека.

А нынче, как говорится, погляди вокруг… Кажется, берешь оригинал, написанный в 1929 году, ставишь, не вымарывая ни запятой, и все — прямо в яблочко. Увы, это нам только кажется. Режиссеру Юрию Квятковскому не откажешь ни в уме, ни в общественном чутье — препарировать на полном серьезе романтический, в сущности, конфликт художника с лукавой властью и железобетонной идеологией он не взялся. Сама ладно скроенная, литературно безупречная булгаковская пьеса, видимо, показалась ему и архаичной, и не совсем соответствующей моменту. И тогда он позвал драматурга Михаила Дегтярева. Они вместе прошлись по тексту, убрали ряд второстепенных персонажей (вроде одноглазого маркиза Помолись, который преследовал Мольера), дописали ряд сцен, добавили из романа «Жизнь господина де Мольера», из служебных записок МХАТа, свидетельствующих о многострадальной истории той, первой постановки 1936 года. Они свели воедино Регистра ла Гранжа с самим Михаилом Булгаковым (эту роль отлично исполняет Илья Козырев). Они добавили и из Декарта с Сенекой, и из Бердяева, и из Савонаролы и даже из Льва Толстого. Они насытили текст репликами на злобу дня. Ну, например, Анна Австрийская, напутствуя сына на царствование, говорит: «Франция снова будет великой». И т. д., и т. п…

Вместо стройной и трагико-романтической истории грешного театрального гения, вынужденного пресмыкаться перед умной, изощренной властью и загубленного, по словам того же Регистра, Кабалой и Судьбой, в МХТ вышел невообразимый микст на тему жизни театра в эпоху, когда любая история повторяется в виде фарса. Да и сама эпоха, наша с вами, чего уж там, весьма правдиво выглядит эдакой смесью барокко с бараком.

Есть ряд, прямо скажем, умных и точных сцен. Начиная с пролога, с двух младенцев, увенчанных огромными головами и сидящих на гигантских качелях — одному уготована судьба Короля Солнце, другому же — гениального комедиографа и комедианта. Продолжая Мадленой Бежар в отличном исполнении Александры Ребенок, ее предсмертной исповедью у архиепископа, после которой разворачивается длинная, пафосная и фальшивая сцена похорон «большой актрисы» — вся в белом, хорошо поставленным голосом она сообщает, как отдала на алтарь театра всю свою жизнь. Есть примечательная сцена, где Жан-Батист муштрует своих артистов в искусстве поклона: ниже, еще ниже, еще… Заметим, ни одного отрывка из мольеровских пьес здесь не играют (а обычно в спектаклях всегда что-нибудь да вставляли), зато долго-долго упражняются в ремесле неизбежного лизоблюдства. Тут только Муаррон — Сергей Волков, этакий трикстер, вылезает, совершенно продрогший, из клавесина и сыплет в пустоту хрестоматийными репликами классических пьес: Островский, Шекспир, Чехов… Бредит парень актерской славой и получит-таки от Мольера роль Тартюфа.

Получается, что материи театра как такового, ради которой в том числе множество режиссеров бралось за эту пьесу, в спектакле как бы и нет. Театральность, причем алчная и разудалая, разлита по всем углам, впрыснута во всех действующих лиц, включая Людовика и архиепископа, даже уже упомянутую королеву Анну играет мужчина (Павел Ващилин), но не в собственно мольеровскую труппу, не в ее будни и поденщину. Нам преподносят сюжет не столько про сам театр как организм, сколько про тотальную карнавализацию жизни, про эдакий тотальный «арт-бульвар», постепенно вытесняющий реальные ландшафты и подлинные архитектурные достопримечательности.

Иван Волков роскошно играет декоративного высокопоставленного святошу, доходящего в своей проповеди до каких-то истерических тремоло, да вдобавок под истрепанную до дыр музыку из кантаты «Кармина Бурана». Максим Николаев, за псевдонимом которого скрывается сам Николай Цискаридзе (вот и пришел черед изюминки нового спектакля МХТ) безупречно воплощает в короле Людовике шикарную декоративную фигуру. Осанка, походка, голос, интонации… Ноги в тонких королевских чулках, от которых невозможно оторвать глаз! Впрочем, не будем же мы здесь всерьез обсуждать недюжинные кондиции выдающегося танцовщика! Лучше замечу: когда он тончайшим и точнейшим образом провел сцену, где унижает предателя Муаррона, я утвердилась в собственных подозрениях относительно драматических способностей балетного артиста Цискаридзе. Будь у него здесь более сложная и глубокая задача, думаю, он бы и с нею справился.

А что же Жан наш Батист? Что же центр спектакля, роль которого в МХТ традиционно играли худруки, и Константин Хабенский продолжает традицию? Артист в отличной физической форме, он прекрасно двигается и мгновенно меняет эмоциональные регистры. Но, поскольку у авторов спектакля не было задачи рассказать о романтико-трагической судьбе «окровавленного мастера» (выражение самого Булгакова в адрес Мольера), личность выдающуюся, а потому и притягательную Хабенский не играет. Новый спектакль МХТ, кажется, вообще не про столкновение сильных личностей и даже не про драму вечных поклонов и прогибов. Не выручает здесь и присутствие на сцене самого автора пьесы с фрагментами его творческих мытарств в стенах государственного театра. Если за оригиналом пьесы «Кабала святош» стояла реальная трагедия покровительства Булгакову со стороны Сталина, любившего-таки театральное искусство и душившего его в своих объятиях, то за нынешней версией стоит совсем иная, во многом рандомная, никак не возвышенная и по большей части трэшевая общая ситуация. Тут, повторюсь, в прозорливости режиссеру Квятковскому не откажешь.

А все же жаль и «окровавленного мастера», и изощренного Людовика, и неистового Шаррона, и всю мольеровскую труппу, сыгранную отличными артистами достаточно поверхностно и почти что в проброс. Жаль знаменитого монолога больного и растоптанного Мольера в адрес сатрапа короля — здесь он так растянулся, что, в конечном счете, тоже превратился в фарс. Жаль, пусть и душещипательного, но сущностного момента — комедиант Жан-Батист Мольер у Булгакова умирает прямо на сцене, во время спектакля. А здесь к финалу, точнее, к финалам, которых можно насчитать с десяток, все настолько смешалось в невообразимый компот, что уж и не поймешь, помер ли великий артист и драматург.

Под самый конец все действующие лица начинают просить прощения друг у друга и у публики. За исключением короля, который прямо говорит, что ему не в чем раскаиваться. Это смешно, вполне актуально и даже в точку. Жаль, за стенами театра к данной минуте уже наступила ночь. В этой связи ставший уже знаменитым рекламный ролик МХТ про перчатки, приглушающие аплодисменты, а, следовательно, и реакции зрителей, звучит куда более ясно и по смыслу, и по цели высказывания. 

Начала я рецензию с бульвара, бульваром и закончу. Продравшись по Камергерскому переулку сквозь кадушки с кустами, в тени которых не видимые прохожими бомжи спокойно справляют свою нужду, доехала до метро «Кропоткинская» и вышла на Гоголевский бульвар. Передо мной высилась пластиковая шахматная королева величиной с двухэтажный дом…

Оригинал статьи
2025
МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош», Нурия Ямилова, Независимая газета, 8.09.2025
Николай Цискаридзе сыграл Людовика XIV в перстне Олега Табакова, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 8.09.2025
Драматург Михаил Дегтярёв – о спектакле «Кабала святош» в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2025
Мнимый Мольер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.09.2025
Во власти арт-бульвара, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 6.09.2025
Театр одного танцора, Вячеслав Суриков, Эксперт, 6.09.2025
В МХТ открыли театральный сезон: «Начинаем жадно работать!», Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 4.09.2025
«Все залы забиты битком». МХТ с триумфом открывает 128-й сезон, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 4.09.2025
В МХТ имени Чехова состоялся традиционный сбор труппы, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
«Кабала святош» в МХТ имени Чехова: как создавался спектакль, видеосюжет телеканала «Культура», 4.09.2025
Николай Цискаридзе рассказал, как попал в МХТ, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 3.09.2025
Титычу – 100!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.09.2025
Музей МХАТ открыл выставку о Табакове в день его рождения, Нина Дымченко, Российская газета, 18.08.2025
Открытие выставки «Олег Табаков: „Моё дело – играть!“, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 18.08.2025
«Пролетарий художественного труда»: каким был Олег Табаков, Пелагея Делоне, Михаил Спиридонов, «Ведомости», 17.08.2025
Марина Зудина: «За 30 лет я ни разу не сомневалась в любви Табакова», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2025
Сокрушительное обаяние: 90 лет со дня рождения Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 17.08.2025
Софочка и Сима. К юбилеям Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 11.08.2025
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Китае, видеосюжет Пятого канала, 8.08.2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025