| «Кабала святош» Михаила Дегтярева по одноименной пьесе Михаила БулгаковаНикита Балашов, Ревизор.ru, 8.09.2025 МХТ начал сезон с шокирующей премьеры. Еще и пресс-показа не было, а билеты распроданы до конца года. Еще бы! Ведь роль Людовика Великого исполняет сам Максим Николаев (Ну да, да, все уже знают, что под этим псевдонимом скрывается Николай Цискаридзе).  И это единственный, наверное, вопрос, который хотелось бы хотелось задать создателям спектакля. Зачем нужен этот цирк с псевдонимами?  По остальному вопросов нет. Шикарно! Потрясающе! Смело!  Ничего ни добавить, ни убавить. Это и не удивительно, ведь Юрий Квятковский – один из лучших режиссеров Москвы. Он всегда славился удивительным умением работать с мизансценами, совмещать несовместимое, метаться от трагедии к фарсу, а главное, создавать множество подтекстов.  Зрители со стажем помнят великолепную «Кабалу» в том же МХТ с Олегом Ефремовым в роли Мольера, Иннокентием Смоктуновским в роли Людовика Великого.  Квятковский и не пытался соперничать с той постановкой Адольфа Шапиро. Это совершенно другой спектакль.  Да, от классической пьесы Булгакова оставлено немного, но самое главное – сохранен ее противоречивый дух.  Фактически спектакль является антиподом «Самоубийцы» Николая Рощина – одной из главных премьер МХТ прошлого сезона.  И там и там красной нитью проходят противоречия творца и власти. Но если Рощин решил эту тему в мрачных, серых тонах, то здесь наоборот – тона пестрые, буффонадные, с постоянным ерничаньем то в адрес одних, то в адрес других. В каждой мизансцене можно увидеть сотни отсылок к чему угодно.  Одна из самых ярких сцен спектакля – обед Мольера и Людовика Великого, когда на сцене появляется артист, играющий цыпленка, и герои обсуждают, как они будут его есть. Мольер отказывается, Людовик Великий настаивает.  Тут и комедия, и драма, и сатира, и реализм.  Вообще – это уникальный пример постановки решительно для всех. Либерально настроенный зритель будет уверен, что здесь в первую очередь высмеивается власть, государственник посмеется над тем, как режиссер мастерски макнул в грязь продажных артистов и так называемых творцов, вывернул наизнанку всю их гнилую сущность.  Один из зрителей вообще сказал, что это прямой намек власти на то, что нужно понять и простить уехавших из страны после 2022 года деятелей искусства.  Другой заметил – что наоборот, намек на то, что им нечего делать в России.   И все правы.  Юрий Квятковский не пытается отвечать на вопросы, он их ставит, он подталкивает зрителя к тому или другому ответу, а окончательное решение, конечно же, за людьми в зале.  И это особо ценно. Зрители не любят морализаторства. У нас своя голова на плечах. «Кабала святош» заставляет эту голову работать, и думать на действительно актуальные темы.  Нельзя конечно не отметить потрясающую сценографию (художник Николай Симонов, костюмы Игоря Чапурина, свет – Ивана Виноградова). Решительно все достойны номинации на «Золотую маску».  Что же касается актеров, то про Константина Хабенского (Мольера) писать не буду. Безупречно.  Конечно, в первую очередь – нас интересует тот самый Максим Николаев (Николай Цискаридзе). Мы знаем его как выдающегося танцора. И, конечно же, когда он просто проходит по сцене на высоких каблуках, с безупречной осанкой – это само по себе событие. Но. Самое главное, что режиссер очень грамотно уловил дух актера. Мне показалось, что актер и не играл, а просто давал очередное интервью какой-нибудь «Светской хронике». Но оказалось, что так и надо. Именно такой немного равнодушный, немного заинтересованный, утонченный и при этом дерзкий тон идеально лег в образ Людовика.  Да, он, с одной стороны, выглядит не как великий политический деятель, а как гламурный персонаж с глянцевых обложек, но именно это позволяет нам увидеть глубокий подтекст в этом образе.  С уверенностью можно сказать, что театральный дебют Максима Николаева удался на славу.  Так что те, кто уже купили билеты – однозначно будут в восторге. А всем остальным могу только посоветовать дождаться начала октября и срочно бежать в кассы МХТ. У вас есть шанс – увидеть один из лучших спектаклей сезона, а может быть, и последнего десятилетия.   До встречи в МХТ. 
   Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025  |  |