| «Созидатель и наш оберег»: Матвеев, Бабушкина и другие актеры вспоминают Олега ТабаковаАнастасия Паукер, Афиша Daily, 26.10.2025 В 2025 году Олегу Табакову исполнилось бы 90 лет. 26 октября МХТ им. А. П. Чехова празднует 127-й день рождения и вспоминает любимого худрука спектаклем «Олег Табаков. В поисках радости». Мы поговорили с актерами, которые работали вместе с Олегом Павловичем, и попросили их поделиться значимыми воспоминаниями об учителе и худруке.
   Максим Матвеев  Актер, работал с Олегом Табаковым в МХТ им. А. П. Чехова и в Московском театре Олега Табакова
   «Сложно писать и говорить про Олега Павловича. Сложно, потому что все его качества, его способности, его талант, его лидерство известны многим, и, вспоминая его, не хочется быть голословным из уважения к его фигуре, к его личности. Он повлиял на огромное количество людей, он — созидатель и наш оберег. И остается им до сих пор, и будет еще долго. Широчайшей души человек.   Он единственный профессионал, который называл профессию актера ремеслом.  Именно это понятие сейчас, к сожалению, уходит, и именно за это нам нужно сейчас держаться, дабы не измельчать. Ремесло! Он был великий ремесленник и мастер».
   Кристина Бабушкина  Актриса МХТ им. А. П. Чехова, выпускница курса Олега Табакова в Школе-студии МХАТ 2002 года
   «Сказ о том, каким строгим руководителем был Олег Павлович и в каких ежовых рукавицах держал своих учеников.  Однажды, будучи беременной, я не сдержалась и очень эмоционально высказалась в сторону режиссера на репетиции. С тех пор почти этого не делаю, только если „гиря до полу дойдет“, как любил говорить сам Олег Павлович. Было ли это слышно по трансляции, или же режиссер справедливо на меня пожаловался самому Табакову, но я была грозно вызвана в кабинет к Олегу Павловичу. С отчетливо видимым животом и невидимым испугом я неспешно пошла на взбучку к мастеру. Как рассказывал мне Кирилл Трубецкой — он тогда был его помощником, — перед разговором со мной Олег Павлович строго заявил: „Ну я ей сейчас устрою“.  Когда я зашла в кабинет и закрыла за собой дверь, он сразу поинтересовался, где мне будет удобнее сидеть: на стуле или на диване. Затем последовали вопросы о том, как я себя чувствую, не обижает ли меня супруг и хорошо ли я питаюсь. Удовлетворив его почти отцовское любопытство, я ожидала бури, но она не наступала. Перед моим уходом Олег Павлович сказал, будто извиняясь, что, так как про инцидент знает весь театр, он вынужден объявить мне выговор, что и сделали в этот же вечер. Когда я ушла, Олег Павлович с суровым видом заявил всем в приемной: „Ох я ей задал, ох я ее пропесочил“».
   Павел Ващилин  Актер МХТ им. А. П. Чехова
   «Моя первая роль в театре уже после выпуска из Школы-студии МХАТ — граф Джачинто в спектакле Николая Михайловича Шейко „Венецианский антиквар“ по пьесе Карло Гольдони. Одна из главных ролей, эдакий подкаблучник.   Во время репетиций я постоянно спрашивал режиссера, как мне играть. Но Николай Михайлович говорил: „Ничего не делайте, просто стойте как магнолия“. А у меня был невероятно красивый костюм, шляпа и так далее. И вот спектакль посмотрел Табаков. Мне позвонила Алла Борисовна Покровская и сказала: „Олег Павлович рвет и мечет. Говорит, что ты вообще ничего не играешь, надо как-то спасать ситуацию“. А что мне делать — режиссер же сказал просто стоять. Покровская предложила поговорить с Табаковым, так как только он сможет дать совет, не меняя при этом режиссерского рисунка.  Я записался на прием к Олегу Павловичу, пришел, а у него — иностранная делегация из двадцати человек. И все ждут, что же он мне скажет. И Олег Павлович посоветовал: „Старик, смотри. Ты же играешь подкаблучника. В тот момент, когда у тебя сцена с матерью, защищай жену, а когда с женой — оправдывай мать. А когда у вас общая сцена, занимай то одну, то другую сторону. На этих пересечениях, от этой энергии у тебя выстроится роль. А то стоишь… Как цветок какой-то“. На следующий день Олег Павлович снова пришел смотреть спектакль. Роль стала гораздо живее, появился юмор. А он ведь ничего не поменял. Это какие-то потрясающие ремесленные секреты».
   Игорь Хрипунов  Актер МХТ им. А. П. Чехова
   «Табаков был для нас абсолютно непререкаемым авторитетом. Я ведь на самом-то деле не понимал, кто он такой. Не понимал масштаба его личности! Он был небожителем — далеким и в то же время невероятно близким.   Однажды он позвонил мне, чтобы пообщаться. Вот так, просто потому, что я ранее не дозвонился до него с какой-то просьбой. А я был так удивлен, так зажался, что разговор нелепым образом не состоялся. И сейчас, вспоминая об этом, очень жалею, что не сумел понять широты его души при жизни».
   Светлана Колпакова  Актриса МХТ им. А. П. Чехова
   «Воспоминаний очень много, а моя любовь и нежность к Олегу Павловичу, конечно, безграничны. Мне особенно памятна наша первая встреча. Я поступала в театр, и после показа Олег Павлович позвал меня к себе в кабинет. Сел и говорит: „Ну рассказывай, какие у тебя планы, предложения?“ Я объяснила, что меня зовут в Театр Вахтангова и в Театр Маяковского.   Я никогда не забуду, как Олег Павлович стукнул кулаком по столу и сказал: „Ко мне иди! У меня будет намного лучше“.  Такая решительность не оставила мне шансов, и я с большой радостью приняла это предложение. Как-то потом Олег Павлович обмолвился, что взял меня из жадности. Сказал: „В тот год не было необходимости брать в труппу актрису, но я не хотел, чтобы такая досталась кому-то другому“.  А еще у меня есть гастрономическое воспоминание. Олег Павлович был любителем хорошо и вкусно поесть, умел делать это красиво. Мы были на гастролях в Волгограде со спектаклем „Тартюф“. Принимающая сторона угощала нас после спектакля, и так получилось, что я сидела рядом с Олегом Павловичем. Принесли какое-то вкусное блюдо с подливкой, и Олег Павлович, отужинав, очень внимательно следил за тем, насколько я справляюсь и что у меня остается на тарелке. А я не могла до конца доесть. Он раз посмотрел в мою тарелку, два, а потом говорит: „Светк, ну ты будешь доедать эту подливу или нет?“ Я говорю: „Да нет, Олег Павлович“. Он взял кусок белого хлеба, отломил горбушку и так смачно, не стесняясь, собрал горбушкой всю мою подливу и сказал: „Изумительно!“ Мы потом долго смеялись».
   Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025  |  |