| Взят с экрана: про жизнь Олега Табакова сделали спектакль в МХТЗоя Игумнова, Известия, 28.10.2025 Премьера документального спектакля «Олег Табаков. В поисках радости» состоялась в день рождения Московского художественного театра. За постановку взялся лично худрук Константин Хабенский. Премьера приурочена к 90-летию со дня рождения Олега Табакова, который 18 лет руководил МХТ. В числе первых зрителей спектакля были Марина Зудина, Юрий Стоянов, Николай Цискаридзе, Александр Адабашьян, Сергей Шакуров и другие звезды. О том, каким вышел спектакль и может ли он стать репертуарным, — в материале «Известий».
«Чайку» за верность
127-й день рождения Художественного театра начали отмечать с утра воскресенья. В Портретном зеленом фойе традиционно наградили «долгожителей». Преданным сотрудникам МХТ имени Чехова вручили памятные знаки «Чайка».
— Эту награду в 2001 году ввел Олег Табаков, — рассказал худрук театра Константин Хабенский. — При Олеге Ефремове были наградные письма за служение 15 лет в МХТ. А Табаков решил отмечать дальше: за 25 лет и далее с разрывом в пять лет.
На самом деле традиция благодарить артистов зародилась в Художественном театре еще при Станиславском и Немировиче-Данченко. Олег Табаков ввел деление значков на бронзовые, серебряные, золотые, обозначая важность вклада в общее дело.
Например, за 15 лет службы в МХТ вручают бронзовые «Чайки». Их получили: Армэн Арушанян, Артем Волобуев, Надежда Жарычева, Алексей Кирсанов, Юлия Ковалева, Алексей Красненков, Сергей Медведев, Николай Сальников, Игорь Хрипунов. За 25 лет серебряную «Чайку» вручили артисту Кириллу Трубецкому, профессору кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ, худруку Театра Пушкина Евгению Писареву, специалисту по работе с библиотечным фондом Музея МХАТ, дочери Иннокентия Смоктуновского Марии Смоктуновской.
За 30 лет позолоченной «Чайкой» наградили артистов Наталью Рогожкину и Олега Тополянского, профессоров Школы-студии МХАТ Ольгу Егошину и Сергея Земцова. За 35 лет — артистку Алену Хованскую. Золотые «Чайки» с изумрудами вручили за 45 лет актерам Борису и Римме Коростелевым, советнику ректора по международным программам Школы-студии МХАТ Анатолию Смелянскому. Знак, украшенный драгоценными камнями, получил и Станислав Любшин: он тоже служит 45 лет в МХТ.
Памятным знаком из белого золота с бриллиантом за 50 лет службы в театре наградили заместителя директора театра по работе со зрителем Наталью Виноградову. А за 55 лет «Чайку» из белого золота с четырьмя бриллиантами получил народный артист РФ Вячеслав Жолобов.
Интервью в помощь
Праздник продолжился вечером на Основной сцене МХТ, где был показан документальный спектакль «Олег Табаков. В поисках радости». Среди приглашенных друзья, коллеги и ученики Олега Павловича. В партере были сплошь звезды театра и кино: Николай Цискаридзе, Марина Неелова, Сергей Шакуров, Александра Захарова, Константин Богомолов, Евгений Киндинов, Юрий Стоянов, Филипп Янковский, Константин Эрнст, Кирилл Крок, Владимир Урин, Наталья Егорова, Станислав Любшин, Александр Адабашьян, Леонид Ярмольник и многие другие. На почетных местах семья — Марина Зудина с детьми Павлом и Марией Табаковыми.
За постановку спектакля взялся Константин Хабенский. В основе лежит большой разговор-интервью Олега Павловича с Анатолием Смелянским. Эта запись вышла на телеэкраны под названием «Олег Табаков. В поисках радости». Так, в свою очередь, называлась постановка «Современника» 1957 года по одноименной пьесе Виктора Розова. Табаков сыграл в ней подростка Олега Савина, через три года появился фильм «Шумный день» Георгия Натансона и Анатолия Эфроса по этому произведению. Драматурги Ринат Ташимов и Карина Бесолти написали по материалам этого интервью пьесу. Название оставили то же.
— Это не мемуары, которые редактируются. Здесь документальные материалы, которые зафиксированы на видео и не корректировались, — заметил Константин Хабенский. — Размышления Олега Павловича, иногда неправильно сложенные, шершавые, но сказанные от сердца, мы взяли в спектакль. Ничего своего не добавляли.
В спектакле занято двадцать артистов. Среди них Ирина Пегова, Ольга Литвинова, Армен Арушанян, Артем Волобуев, Илья Козырев, Янина Колесниченко, Алексей Красненков, Ростислав Лаврентьев, Валерий Трошин. Как говорит Хабенский, все они счастливчики, потому что имели возможность общаться с Олегом Павловичем. К таким же счастливчикам относится и сам Хабенский. Его вместе с Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным Табаков некогда переманил из Театра Ленсовета. Приняв МХТ после ухода из жизни в 2000 году Олега Ефремова, он решил вернуть ему славу лучшего театра в стране. Привлек актеров, драматургов, режиссеров, сценографов. Потратил миллион долларов на оснащение сцены.
Един в ста лицах
Спектакль создан в формате монолога. Воспоминания Олега Павловича произносят как актеры, так и актрисы. Многоликий Табаков предстает перед зрителем, начиная с детства, заканчивая последними днями в больнице. У артистов в спектакле не было задачи исполнять известных всем людей, пародировать, подражать. Скорее это срез времени вместе с его героями. Зритель видит через их историю историю страны.
— У меня в спектакле не один образ, их несколько, — признается актриса Светлана Колпакова. — Вначале, где рассказываем про детство в коммунальной квартире, я играю сводную сестру Табакова Мирру. Потом Галину Борисовну Волчек, Михаила Горбачева и много кого еще.
20 лет назад Светлана Колпакова пришла в МХТ. Табаков взял ее в труппу и нагрузил работой.
— Хотя было предубеждение, что буду играть только в массовке или вообще ничего, — вспоминает Колпакова. — А у меня было несколько премьер в сезон. Это подарок молодым артистам, чтобы познать профессию, научиться. У меня к Олегу Павловичу только нежность, любовь и благодарность.
Как говорит актер Павел Ворожцов, уникальность Табакова в том, что о нем нельзя сказать несколькими предложениями. Даже этого спектакля недостаточно — он всё равно не соотносится с масштабом этой личности.
— Олег Табаков всегда двигался вперед и вверх, начиная с театрального кружка в Саратове, где он был звездочкой, — признается Павел Ворожцов. — Для всех он был недосягаем, но он при этом был доступен. Стоило что-то попросить, и он тут же откликался и решал самые нерешаемые вопросы. Мне повезло с ним репетировать, играть, выходить на сцену. Я застал его еще в хорошей форме, когда он еще не болел. Хотя это не мешало ему руководить театром.
Помогая, хлопоча, народный артист СССР никогда не козырял своими регалиями. «Добрый день. Вас беспокоит артист Олег Табаков», — представлялся он. И этого было достаточно.
Вперед и вверх
В спектакле отдельно выделили тему болезни. Проблемы со здоровьем у Олега Павловича были смолоду. В 28 лет, во время становления «Современника», у него случился первый инфаркт. В палате он был самый молодой, и постепенно там его соседи начали умирать. Но Табаков понял, что главное его лекарство — оптимизм, желание жить. Ведь он занимался театром, а это — веселенькое дельце, как любил говорить Олег Табаков.
«В поисках радости» — не просто название спектакля. Это стиль его жизни. Жизни, в которой важное место занимала любовь. Табаков рос в обожании бабушек, мамы, сестры. Позже появились любимые женщины и, конечно, дети. А еще именно с молодым поколением он связывал будущее театра. Важно воспитать их и передать всё то, что вложили в него учителя, основатели Художественного. Поэтому он горел созданием своей труппы, семь лет ждал, когда ему позволят открыть театр.
Угольный подвал на улице Чаплыгина руками его учеников превратился в театр, который называли «Табакеркой». Потом был колледж для одаренных детей. Табаков вместе с учениками стал искать таланты по стране. А найдя, устраивал их жизнь в столице под крышей Театральной школы «имени себя».
В финале спектакля на экран вывели черно-белые кадры того самого интервью Анатолию Смелянскому. Под занавес тот спросил Олега Павловича, чем бы он сумел оправдаться, оказавшись на том свете пред лицом ушедших друзей и товарищей. Он ответил, не задумываясь: «Оправдаюсь! Поддерживал. Помогал. Выручал. Хоронил. Доставал. Делился».
Зал на этом месте взорвался овацией. Вдова Марина Зудина смахивала слезы, плакали и другие зрители.
Будет ли спектакль репертуарным, никто пока не знает наверняка. Но прецеденты имеются. Спектакль к 125-летию МХТ «9 ряд. 10, 11 место» Дениса Азарова украшает афишу театра по сей день. Аналогичная судьба и у юбилейной постановки к 100-летию со дня рождения великого русского артиста Иннокентия Смоктуновского «Люблю. Целую. Кеша» Павла Ващилина. И этот, новый спектакль имеет полное право занять свое место среди них.
Оригинал статьиСимфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Виноваты мы
, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025 | |